780
«О закрытии бани речь не идёт, - заверил «АиФ-Псков»  директор банно-прачечного комбината Пскова Дмитрий Федотов. - Да, администрация Пскова внесла в городскую Думу проект решения о даче согласия на совершение сделки по продаже бани, находящейся в хозяйственном ведении нашего предприятия
213
«Не закроют! - уверяет читателей начальник Главного государственного управления образования Псковской области Александр Седунов. - Дети как ходили, так и будут ходить в эту школу. Возможны какие-то изменения со стороны юридического лица, возможно к ним кто-то присоединится
959
В Москве дворников штрафуют за уборку листьев с газонов, потому что тем самым они лишают деревья перегноя. Почему же в Пскове листья убирают по-прежнему? И вообще, что по этому поводу думают учёные?
Лариса Малкова 0 80

Пушкиниана – нет у торжества начала. Какой по счету будем отмечать праздник

Последний из гейченковского набора о празднике поэзии.

Тридцать лет и три года трудится в Заповеднике хранитель музея «Пушкинская деревня» Вячеслав КОЗМИН. По собственному признанию и не заметил, как стал ветераном. А во всем виноваты те три дня, которые перевернули его жизнь настолько, что он превратился из физика в лирика.

Встретились мы с ним в деревне Савкино, что в двух шагах от Савкиной Горки, самом что ни на есть пушкинском месте, куда поэт рвался душой и в последние годы мечтал жить не в Михайловском, а именно здесь, рядом с древним городищем, на берегу Сороти.

- Ага, вот почему и вас сюда тянет, корни, значит, - размышляет с порога он. Как, впервые в Савкино? Ну, все равно еще вернётесь сюда. Это место – силища.

Три дня

Лариса Малкова, pskov.aif.ru: - Вячеслав Юрьевич, и ваши корни отсюда? Вы в образе  крестьянина, что я сразу и не признала. Признайтесь, тянет к земле?

Фото: АиФ/ Лариса Малкова

- Да как без неё? Она же силы даёт! Вот этот дом давно надо перестраивать, да времени нет. Вырвался сюда на выходной, вчера сутки был на съемках фильма,  – дел много, один огород чего стоит. А вообще ,я не местный, из Норильска. Борис Михайлович Козмин, хранитель Петровского, мой дядя по отцу. За год до окончания школы заехали к нему в гости на три дня, и за это время меня так здесь закрутило и заворожило, что я уже и не помышлял о Ленинградском политехническом институте, забыл, что хотел стать физиком-ядерщиком. Идеология поменялась настолько круто, что оказался на литфаке псковского пединститута. Понимаете, я тогда выбирал не профессию, я решил, что это то место, где хочу жить. После окончания института надо было отработать по распределению и когда меня отправили в Новоржевский район, иногда, как Александр Сергеевич, ходил по 20 км до школы.  А уже в армии стал писать Гейченко, проситься к нему. Он так интересно отвечал, думаю, проверял: «Сотрудники так мало получают - всего 85 рублей. Может вам на турбазу надо? Там до 500 рублей выходит в сезон». То есть издалека интересовался, не за рублем ли еду. Довлатова вспомните - приезжал заработать. «Посмотрим, может, что и найдем вам, но надо сначала экскурсии освоить», - таков был вердикт Семена Степановича.

- И как, быстро освоили?

- За два месяца – Михайловское, Тригорское, Петровское и Святогорский монастырь. Жил тогда в Петровском и каждый день ездил оттуда велосипеде. А по дороге – туристы, «зонтичные» барышни, местные крестьяне на лошадях, коровы. Траектория пушкинской жизни, его пространство за эти два месяца стали понятны. Пушкин – ведь это не только усадьбы, но и дороги, по которым он гулял. Он был живчиком, не сидел на месте. Михайловское, конечно, прекрасно, но еще прекраснее природа вокруг него.  

При Гейченко жилось легко и беззаботно! А к 30 годам понял, что и жениться пора.

Здесь, в Заповеднике и барышни поздно замуж выходят. Сначала они Пушкина любят, потом про себя вспоминают. Будущая супруга сюда приезжала с подругой, студенткой Академии художеств. А когда я и сад посадил, и сын родился, да баню построил, понял, что и за диссертацию надо взяться. Мне очень повезло, что круг друзей Петровского – Дмитрий Дмитриевич Лихачев, который туда неоднократно приезжал, Евгений Александрович Маймин, Сергей Александрович Фомичев, Вячеслав Анатольевич Кошелев – в пушкиноведении запредельные величины! За разговорами с ними, я понял, что пора…

Лазурные равнины

- И на какую тему?

- «Локус Михайловского в творчестве Пушкина». Локус с латыни – место. Поскольку слово не русское, то не наполнено теми смыслами, которое наполняем мы слово «место». Локус позволяет наполнить обыкновенное место новым содержанием.

Фото: АиФ/ Лариса Малкова

Это соотношение реальных впечатлений и их отражение в поэзии. Мир предметный и мир духовный. То есть увидел мельницу и отразил, но на самом-то деле такого не было у Пушкина. Он никогда не писал то, что только что увидел. Вспоминал, додумывал... Сначала малюсенький кусочек, потом плавно включаются его литературная память и аллюзии.  

Фото: АиФ/ Лариса Малкова

Пушкин преломлял это пространство, потом другие люди, в том числе Гейченко, вкладывали свое, чтобы сгладить противоречия между реальным местом и одухотворенным словом. «Вот мельница, она, уж, развалилась...».  Так у Пушкина. Но у нас в Бугрово она работает. Но «двух озер лазурные равнины» - здесь в точку. Действительно, два: Кучане и Маленец.

- Места здесь исключительные, притягивают людей. Может быть, потому и 52-й раз праздник поэзии будет отмечаться? И в этом году, судя по афише, он будет просто фееричным, тем более руководителем же назначен Гендиминас Таранда, который привезет свой Имперский балет! И даже русалки будут плавать!

- А поплывут они в Бугрово! На понтонах и плотах будут ставить… «Лебединое озеро». Я почти пошутил, а Таранда – всерьез решил идею раскрутить. Поначалу он хотел поставить для балерины танец в гумне. А уже при уходе я показал: вот у нас здесь свое лебединое озеро. Он – раз и обниматься!  Потом узнаю - загонял наших хозяйственников, выискивая место для «Лебединого озера» на воде.  Остановились на мельничном пруду, что очень символично, так как музей в Бугрово стал последним музеем  Семена Степановича, своего рода его лебединой песней.  

- Интересно!

- Это действительно может быть красиво. «Пушкинский» ландшафт - это же живые театральные декорации. Вот потому у нас и фильмы снимают. Так пусть артисты балета в этих пушкинских кулисах и сыграют.  И вообще я бы поспорил, что праздник 52-й!

- Какой, по-вашему? С 1966-го года же он отмечается!

- Это официально, с 1966-го. Но день рождения Пушкина отмечали еще до войны, в 30-е проходили народные гуляния в Михайловском, и до революции приезжали сюда почитатели его творчества.

 100 лет назад, в ночь на 19 февраля 1918 года, Михайловское было сожжено, нет, не крестьянами, а шайкой людей с большевистскими билетами. Псков в это время был занят оккупационными германскими войсками. 8 июня 1918 года отмечали фактически первый день рождения Пушкина и первый праздник поэзии новейшего времени.

Странное сближенье?..

- Ничего себе, интересный расклад!

- «Псковский вестник» описывает эти события. Кстати, бытовало даже мнение что восстанавливать не нужно, мол, это революция и  важны ее следы. В Пскове Окулич-Казарин проводит конференцию Русского Археологического Общества. Память поэта чтят вставанием. В Троицком Соборе проходит панихида, звенят колокола.

- А здесь что же?

- Здесь, получается, была ничейная зона.

Но в Святых Горах, описывает очевидица, Тимофеева-Поичинковская:  «Хор певчих в полном сборе, иеромонах и диакон с кадилом, и одинокая фигура настоятеля поодаль, с головой, опущенной на грудь, с скрещенными на посохе руке. И торжественный возглас: «Душу преставльшагося болярина Александра… и о еже проститися ему согрешения вольная же и невольная…». Вот так: германцы в Пскове, разграбленные и сожженные имения, звон колоколов кафедрального Собора и пение святогорских монахов… и память, которую никуда не денешь. Она остается, как и встретившиеся, словно рукопожатия, колокольные звоны. Встретившиеся будто посередине пути, возле Острова.  

- Действительно, тот «праздник» поэзии был поминальным… Но, давайте вспомним, как проходили эти дни в советский период. В моем архиве сохранилось фото 1949-го года, когда сидят мои родственники на Михайловской поляне, за импровизированным столом, накрытом скатертью.

- Те праздники были другими, не было современных форм развлечения, да и  идеология была несколько другой – к слову относились по- другому, оно было в почёте.  Андронников, Гейченко, поэты читали стихи. А  вокруг эстрады сотни слушателей. Да… на те праздники ездили за словом.

- А еще за книжками!

- Всем районным автолавкам было велено приберечь дефицит. И гости возвращались домой, довольные покупками. А еще закономерность такая: исчез снеток в псковских водоемах, и это совпало с упадком праздника поэзии. Сейчас он вернулся и праздник, обретающий новые формы, тоже возрождается. Такое вот странное сближение…Хорошо бы и гастрономический туризм развить здесь, почему бы гостей не угощать блюдами пушкинских времен?!

- А что в 80-е ели на праздники?  Шашлыки не были еще популярны!

- Пирожки, салатики.

- Алкоголь?

- Причем в  немереных количествах, особенно во время сухого закона. Пьяными после праздника была усеяна поляна, на одного человека даже автобус наехал. Но мне ближе времена, когда люди сидели не на скамьях, а на самой поляне, и почему бы не устроить там же пикник? Это же природа, лето, солнце, хорошее настроение, Александр Сергеевич был бы только рад, если за его память подняли чарку и произнесли:  «Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Досье. Вячеслав Козмин. Родился в 1961 году в Норильске. Окончил Псковский педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Кандидат филологических наук, хранитель музея «Пушкинская деревня» в Бугрово. Женат, имеет взрослого сына.

 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Самое интересное в регионах