aif.ru counter
808
«О закрытии бани речь не идёт, - заверил «АиФ-Псков»  директор банно-прачечного комбината Пскова Дмитрий Федотов. - Да, администрация Пскова внесла в городскую Думу проект решения о даче согласия на совершение сделки по продаже бани, находящейся в хозяйственном ведении нашего предприятия
238
«Не закроют! - уверяет читателей начальник Главного государственного управления образования Псковской области Александр Седунов. - Дети как ходили, так и будут ходить в эту школу. Возможны какие-то изменения со стороны юридического лица, возможно к ним кто-то присоединится
983
В Москве дворников штрафуют за уборку листьев с газонов, потому что тем самым они лишают деревья перегноя. Почему же в Пскове листья убирают по-прежнему? И вообще, что по этому поводу думают учёные?
Константин СОМОВ 1 382

Игумен Митрофан: «Храм меняет обстановку вокруг себя»

В этом году исполнилось 10 лет, как отец Митрофан (Баданин) по благословению архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона был...

О том, чем жило и живёт сегодня поморское село, как возрождается духовная жизнь Терского берега, почему всё больше паломников едут в Варзугу, наша беседа.

Терское благочиние

 - Можно сказать, вы главный священнослужитель в Терском районе - районе, который имеет наиболее древнюю историю и глубокие православные традиции?

 - Вся епархия разделена на шесть благочиний. Одно из них - благочиние Терское. Духовное окормление простирается на 500 км берега. Благочиние протяжённое. Храмов, восстановленных и нуждающихся в восстановлении, очень много.

Но при этом служит здесь всего два священника: я и Роман Авдовит из Умбы. Многие деревни разорённые, малочисленные, вера слаба. XX в. серьёзно повредил духовность на Терском берегу, как и по всей стране.

 - Знаю, что первоначально, когда вы приехали сюда, приходилось чуть ли не одному вести службы в храме?

 - До меня в Варзуге сменилось четыре священника, после чего все они, показав себя с худшей стороны, перестали быть священниками. Варзуга поедала их. Когда владыка Симон сказал, что отправляет меня в Варзугу, я не ожидал этого. Страшно, когда сюда отправляли четырёх человек, и они переставали быть священниками.

Для местных жителей это, конечно, не прошло бесследно. Вначале на меня смотрели: де, приехал ещё один, посмотрим, чем он закончит. Понадобилось время, чтобы уврачевать то разорение, которое было в душах.

Было тяжело. Жить негде, дом не достроен. Наступила зима - нет ни воды, ни дров, печку пришлось переделывать несколько раз. Не всегда был свет. В храме холодно. Надо готовиться к причащению. Хлеб превращается в камень, его не разрезать, вино льдом покрывается. Прикоснуться к металлическим предметам невозможно.

Через всё это надо было пройти. Потом Господь послал помощников. Постепенно ситуация стала меняться, изменилось отношение людей. Стали относиться не как к очередному заезжему клоуну, а как к человеку, который посвятил свою жизнь служению Господу, связал свою жизнь с этим селом. Мне ничего не нужно, я монах, всё, что имею, - отдаю на восстановление церквей. Люди увидели, как меняется село. Появляется плод. В Евангелии сказал Господь: «По плодам узнаете, кто они».

Душа села

 - О каких плодах можно говорить?

 - Восстанавливаются храмы - восстанавливается жизнь в деревнях. Варзуга, можно сказать, живёт энергично. Люди оптимистично смотрят в будущее. То, что здесь регулярно совершается Божественная литургия, меняет духовную атмосферу в селе, вокруг села.

У нас установлена традиция колокольного звона. В 2002 г. появились колокола на колокольне. Звоним в колокола не только перед службой, как всегда бывает, но и день начинаем с колокольного звона. И вечер заканчиваем вечерним звоном. Это благотворно влияет на оздоровление духовной атмосферы.

В 40 км от Варзуги есть село Кашкаранцы. Там храм, который привлекает внимание праздничным видом, золотыми куполами. Это было разваленное здание клуба, которое в 1932 г. отняли у церкви. Всё село пребывало в покосившемся, печальном состоянии. И когда восстанавливали храм, возникал вопрос: зачем это надо. Появившийся храм начинает менять обстановку вокруг себя. Бабушки, с которыми общаюсь, говорят: «Раньше выглянешь в окошко - и смотреть не хочется. А сейчас выглянешь - и радость в душе. Хочется пойти и что-то поделать». И люди в Кашкаранцах стали приводить в порядок дома, стремятся показать, что мы живём, любим свою землю, а не вымираем.

 - Вы как-то сказали, что церковь - это душа села.

 - Безусловно. В традициях Поморья было богатеть церквями. Дома поморов традиционно были весьма скромны, никакой внешней вычурности. Но внутреннее убранство церквей было очень богатым. Это выражение горнего мира, красоты Царствия Небесного, к которому стремится душа каждого христианина. И вот, чтобы в какой-то мере прикоснуться к этому, и создавалось богатство церквей. Это также исцеляло душу и давало силы преодолевать суровые обстоятельства жизни.

Возвращение к вере

- Местные жители, потомки поморов в большей степени, чем горожане, сохранили веру предков?

 - Село больше пострадало от безбожного XX в., город быстрее возвращается. Село - это общинная жизнь. Здесь все живут единым организмом. Не разрушив общину, невозможно было разрушить традиции, веру. В советское время искоренили всё. И теперь общинная жизнь стоит поперёк возвращения в храм. Верующих тут раз-два и обчёлся. И не потому, что они хуже городских. Но здесь важно, что скажут люди.

Мне говорят: у вас тут, наверное, бабушки в основном ходят в храм. Нет, они выросли при советской власти, им прийти теперь гораздо труднее. Бабушки, которые в городе сохранили веру, - их почти нет в селе.

Последнее десятилетие было десятилетием трудов по собиранию разрушенного. А теперь настаёт момент, когда должны наступить перемены более ощутимые в смысле прихода людей в храм. Настороженное отношение, недоверие - уже пройденный путь. Сейчас наступает нечто новое. Такое у меня чувство.

 - Число паломников растёт?

 - Паломников всё больше. Раньше церковь в Варзуге стояла закрытой. Отслужили и ушли. Теперь такого нет, постоянно должен быть человек, чтобы был открыт храм. Поток паломников постоянный. Москва, Питер, города Мурманской области. Чувствуется тяга к Русскому Северу: тут есть какая-то несуетливая основательность, исконность.

Многие сегодня знают, что такое Варзуга. Трифонов Печенгский монастырь и Варзуга, крайний Запад и крайний Восток. Две точки, и они составляют духовную ось Кольского Севера. Это древние места, откуда началась вера.

Наша справка:

Игумен Митрофан (Баданин) - кандидат богословия, настоятель Успенского прихода села Варзуга, благочинный Терского благочиния, председатель комиссии по канонизации святых Мурманской епархии, автор множества произведений по истории и богословию.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Татьяна Кириенко[vkontakte]
    |
    14:39
    20.03.2018
    0
    +
    -
    Епископ Митрофан (Баданин) написал книгу "Духовные истоки русской революции", издательство "Отчий дом", Москва 2018г. Все, кто уже её прочли, признательны владыке за его труд, благодарят от всего сердца, молятся за него. Очень актуальна, вовремя написана, ничего лишнего, с любовью и болью за Россию. Настоящий сын своего отечества, духовный воин, молитвенник. Помощи Божией и покровительства в делах!
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Самое интересное в регионах