799
«О закрытии бани речь не идёт, - заверил «АиФ-Псков»  директор банно-прачечного комбината Пскова Дмитрий Федотов. - Да, администрация Пскова внесла в городскую Думу проект решения о даче согласия на совершение сделки по продаже бани, находящейся в хозяйственном ведении нашего предприятия
228
«Не закроют! - уверяет читателей начальник Главного государственного управления образования Псковской области Александр Седунов. - Дети как ходили, так и будут ходить в эту школу. Возможны какие-то изменения со стороны юридического лица, возможно к ним кто-то присоединится
974
В Москве дворников штрафуют за уборку листьев с газонов, потому что тем самым они лишают деревья перегноя. Почему же в Пскове листья убирают по-прежнему? И вообще, что по этому поводу думают учёные?
Елена Яземова 1 522

Туры на болото. Туристы едут в бежаницкую глубинку за сельской экзотикой

Он живет в деревне Цевло Бежаницкого района, и катает на дрезине туристов вглубь болота. Дрезину он смастерил своими руками, а двигатель в ней поставил от старого мотоцикла.

Присаживайтесь, сэр!

Таких самодельных устройств в этой деревне несколько. Селяне ездят на них на рыбалку и за клюквой на болота. Но только Павел Илларионов вдобавок еще и время от времени катает на своей дрезине охочих до сельской экзотики горожан.

Деньги берет небольшие. Говорит, что для него важно не столько подработать, сколько познакомить жителей мегаполисов с настоящей жизнью в российской глубинке. Ведь туристы, которых катает Павел - в основном москвичи, петербуржцы, а то и иностранцы.

Фото: АиФ

- Недавно вот американец приезжал. Я когда ему старые фотографии показывал, как тут все было раньше, так он сразу даже не поверил и только удивленно повторял по-своему: мол, нет, не может быть!
Раньше Цевло было большой и процветающей деревней. Более того, одно время эту деревню хотели еще больше расширить и сделать на ее основе город. Даже название ему придумали - Партизанск.
Когда в соседнем Дедовичском районе начинали строить Псковскую ГРЭС, то предполагалось, что работать она будет на торфе. А в окрестностях Цевло этого торфа – завались. И в 70-х годах прошлого столетия здесь начали разрабатывать его месторождения.

Фото: АиФ

…Все это Павел рассказывает, когда мы едем с ним на жутко тарахтящей дрезине, которую немилосердно трясет. По бокам почти вплотную – заболоченный лес. Узкоколейка – старая и ржавая, ее деревянные шпалы давно сгнили, а сама она вросла в землю. Время от времени переезжаем ручьи и речушки по самодельным хлипким мостикам, и тогда становится по-настоящему страшно.

- Не бойтесь, здесь за все годы ни одной аварии не было, - успокаивает Павел.

Останавливаемся, чтобы пофотографировать живописные пейзажи. Наш спутник достает папку со старыми фотографиями и проводит экскурсию по давно не существующим достопримечательностям.

Фото: АиФ

- Здесь, смотрите, раньше до самого горизонта было чистое поле, а на нем – торфяные бурты, - протягивает он руку в сторону буйно разросшегося леса. – Там стояло высокое административное здание, но сейчас за деревьями его остатки не видны.   

Клюквенные войны

В 80-х годах сразу 3 организации добывали торф на здешних землях. Участки, на которых вели добычу, были связаны между собой разветвленной сетью узкоколейных железных дорог. Сейчас от них остался только 16-километровый отрезок, по которому мы и едем. Все остальное давно распилено и сдано на металлолом.

На те же 80-е пришелся и период расцвета деревни Цевло: строились многоквартирные дома, социальные объекты – жизнь кипела. Сейчас из почти тысячи жителей здесь осталось не больше 200 человек, а кирпичные здания в несколько этажей зияют пустыми провалами окон.

В начале 90-х, когда ГРЭС наконец-то достроили, выяснилось, что топить ее будут не торфом, а природным газом. Работы на бежаницких месторождениях едва ли не в одночасье оказались свернуты, принадлежавшее торфопредприятиям имущество – брошено на разграбление, а местные жители лишились рабочих мест.

Фото: АиФ

Чтобы выживать, они приноровились было собирать на продажу клюкву, но такая возможность просуществовала недолго: в 1994 году государство создало Полистовский заповедник, и большая часть окрестных болот оказалась на его территории. Начались настоящие «клюквенные войны».  

- Конечно, люди не понимали, почему им вдруг запретили собирать клюкву там, где ее собирали их деды и прадеды, - говорит Ольга Кудрина, пресс-секретарь заповедника. – Они продолжали ходить на излюбленные места, охрана ловила их и выписывала штрафы. Конфликтов было много.

В последние годы отношения местных жителей и заповедника потеплели. Во-первых, потому что выяснилось, что не все болота в окрестностях деревни вошли в охраняемую зону, так что есть, где собирать клюкву. А во-вторых, потому что в «Полистовском» стали развивать экологический туризм и предложили селянам делать это вместе.

- В Цевло нам удалось привлечь к сотрудничеству несколько человек. Кто-то согласился кормить туристов традиционными местными блюдами, кто-то – проводить для них экскурсии по деревне и знакомить с сельским бытом, - перечисляет Ольга.

Узкоколейку - на металлолом?

Для привлечения туристов местные энтузиасты создали целых два музея. Один – краеведческий, в нем можно ознакомиться с почти 600-летней историей деревни. А второй представляет собой школьный ретро-класс 1980-х годов.

Фото: АиФ

Сотрудничество действительно оказалось взаимовыгодным: благодаря местным жителям заповедник смог расширить список своих туристических предложений, а люди получили возможность заработать лишнюю копеечку.

Правда, в скором времени аттракцион, которым развлекает приезжих Павел Илларионов, может исчезнуть. Вместе со старенькой узкоколейкой.

- Проблема в том, что она находится в частной собственности. Причем никто не знает, кто владелец. Говорят, что какой-то москвич, - поясняет Павел. – А когда ее продавали, то обременение было прописано лишь одно: «С правом использования местными жителями». В последнее время ходят упорные слухи, что нынешний владелец хочет ее демонтировать и сдать на металлолом.

Наш собеседник настроен пессимистично. Мол, пользуются этой старенькой железной дорогой не больше 40 местных жителей, причем основном весной и осенью.

Фото: АиФ

- В Дедовичском районе тоже была такая узкоколейка протяженностью 30 км, и в свое время ее тоже продали какому-то «инвестору» - приводит он пример. – Так в прошлом году ее сняли и на металлолом увезли. Народ чуть ли не с ружьями протестовать на дорогу выходил, полиция приезжала. Никакие протесты не помогли мол, частная собственность, а хозяин - барин. Правда, над нашей узкоколейкой эта «частная собственность» уже много лет висит дамокловым мечом. Может, и в этот раз все обойдется?

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Федор Cазонов
    |
    11:44
    16.06.2016
    0
    +
    -
    класс: нужно ремонтировать и пусить тепловозы ту-7 надо не частнику отдавать а региону или или району в управление или создать компанию Российские Укоколейные Железные Дороги так будет даже лучше
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Самое интересное в регионах