aif.ru counter
«О закрытии бани речь не идёт, - заверил «АиФ-Псков»  директор банно-прачечного комбината Пскова Дмитрий Федотов. - Да, администрация Пскова внесла в городскую Думу проект решения о даче согласия на совершение сделки по продаже бани, находящейся в хозяйственном ведении нашего предприятия
«Не закроют! - уверяет читателей начальник Главного государственного управления образования Псковской области Александр Седунов. - Дети как ходили, так и будут ходить в эту школу. Возможны какие-то изменения со стороны юридического лица, возможно к ним кто-то присоединится
В Москве дворников штрафуют за уборку листьев с газонов, потому что тем самым они лишают деревья перегноя. Почему же в Пскове листья убирают по-прежнему? И вообще, что по этому поводу думают учёные?

Понаехали тут. Как псковский турбизнес справляется с увеличившимся потоком

За последний год Псков не раз оказывался в списках самых посещаемых туристами городов России. Почему приезжие далеко не всегда хвалят наш туристический сервис и чем он их привлекает.

Владислава Вишневская
Владислава Вишневская Фото: ПАИ.рф.

О том, как развивается туристская инфраструктура региона и какие у неё проблемы, рассказывает первый заместитель председателя Государственного комитета по культуре Псковской области Владислава ВИШНЕВСКАЯ

Светлана ПРОСКУРИНА, «АиФ-Псков»: - «Экскурсовод и туроператор» Лариса Махоткина в «Ежедневной электронной газете Российского союза туриндустрии» раскритиковала туристический сервис в Псковской области. В частности, ей не понравилось, как её обслужили в туристическом информационном центре кинотеатра «Октябрь» в Пскове, ей «было мучительно искать сайты местных перевозчиков и гостиниц», она растерялась в Пушкинском заповеднике. Как вы это прокомментируете?

- Прежде чем делать какие-либо выводы нам необходимо более детально изучить ситуацию, побеседовать с автором строк. Что, действительно, вызывает у меня сомнение – это отсутствие информационных материалов, туристских карт, информации о предприятиях питания  в офисе  информационного туристского центра. Пока не могу объяснить и  «мучительные поиски»  «на старых блогах». Достаточно в любой поисковой системе ввести словосочетание «туризм  в Псковской области» или «Информационный туристский  центр Псковской области» и в первой тройке ссылок вы увидите ссылку на официальный  туристский портал (tourism.pskov.ru),  где любой турист сможет без особого труда найти информацию о гостиницах, ресторанах, музеях, достопримечательностях региона, узнать о предстоящих событийных мероприятиях.

- Ей не хватило дешёвых буклетов с информацией и картами…

- В офисе информационного  центра туристам предлагают  бесплатные  информационные материалы об основных туристских дестинациях региона: Изборск, Печоры, Пушкинские Горы, Остров, Псков, туристские карты и т.д.

- А вы догадались кто именно был её частным экскурсоводом, который грузил её всякой ненужной информацией?

- У нас немало  дипломированных экскурсоводов. Ежегодно Псковский музей-заповедник и Псковский филиал Российской академии туризма выпускают около пятидесяти экскурсоводов. Конечно, не все они выходят «на маршрут», но многие.

- А как у нас обстоит дело с обеспеченностью туристов койко-местами в гостиницах и пунктами общепита?

- Если верить данным официальной статистики, у нас в Псковской области чуть больше 7 тысяч койко-мест, а по данным информационного туристского центра, их порядка 9 тысяч. Эта разница объясняется недобросовестностью самих владельцев мест размещения – они не подают данные в органы статистики, хотя и это требование является обязательным, а кто-то и вовсе осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность.

Что касается общественного питания, то спрос определённо удовлетворён: у нас есть как рестораны класса «люкс», так и точки быстрого питания, в том числе, заведения общепита, которые специализируются на обслуживании туристских групп.

- Когда я была в Михайловском в позапрошлом году, меня тоже поразило, что на автостоянке нет ни одного киоска с мороженым или газировкой и что в жару туристы там мечутся неприкаянные, не зная, как утолить голод и жажду.

 - Не могу ответить за администрацию Пушкинского заповедника, но полагаю, что это связано со спецификой заповедных зон, где действует определенные  ограничения. Организованным туристам, конечно, проще – их не оставят голодными. А в целом не могу не согласиться, что туристская инфраструктура несовершенна и нам совместно с частным бизнесом предстоит еще немало работы.

- А гостиниц хватает? Слышала, что «в сезон» они забиты под завязочку?

- Это всегда так. В сезон, который начинается с мая и заканчивается в октябре, мест не хватает. Новые гостиницы, разумеется, нужны, особенно, эконом-класса, потому что порядка 60% приезжающих в Псковскую область – это индивидуальные туристы. А первое, на чём, они хотят сэкономить, это размещение. Им необходимо качество, но за небольшие деньги. Вы даже можете посмотреть по сайтам бронирования, как быстро места в дешёвых гостиницах раскупаются.

В новогодние праздники (31 декабря 2015 - 09 января 2016) средний коэффициент загрузки средств размещения составил 74%. По данным мониторинга в эти даты Псковскую область посетило порядка 18 000 человек.

- А по сравнению с прошлым годом?

- У нас уже на протяжении нескольких лет наблюдается устойчивый рост количества посещающих Псковскую область туристов. Допустим, в 2010 году Псковскую область посетило 278,2 тысячи туристов только по официальной статистике. А в 2013-м – 324,5  тысячи. Официальная статистика по 2015-му году у нас будет в июле, но я не сомневаюсь, что она опять зафиксирует увеличение туристского потока.

- По информационному туристскому центру это заметно?

- Если это выходные, то в среднем там фиксируют десять обращений в день (мы считаем не по людям, а по количеству обращений, потому что туда обращаются и отдельные туристы, и целые группы). В 2014-м году в инфоцентре всего было 1736 обращений, за 11 месяцев 2015-го года – 2 214.

По количеству посещений музеев тоже наблюдается стабильный прирост. Ориентиром для нас являются усадьбы Пушкинского заповедника, потому что туда невозможно попасть без билета. Однако многие туристы выбирают только прогулки по паркам, не посещая усадьбы. С Изборском похожая картина: некоторые приезжие туроператоры предпочитают водить туристов вокруг крепости, чтоб не платить за то, чтобы войти вовнутрь.

- Сколько губернатор на всех совещаниях говорит, что пора уже сертифицировать туроператоров из других регионов, чтобы, во-первых, деньги, которые они с туристов собирают, не шли мимо нашей кассы, а во-вторых, чтобы они не фальсифицировали псковскую историю и не надували своих клиентов… Почему этого до сих пор не сделано?

- Про экскурсоводов отдельный разговор. Проблема в несовершенстве федерального законодательства.

- Ну новгородцы же как-то эту проблему решили, у них на территории кремля нельзя водить экскурсии без аккредитованных ими же экскурсоводов…

 - Это потому, что территория Новгородского кремля давно принадлежит музею. Территория Псковского кремля стала принадлежать Псковскому музею-заповеднику сравнительно недавно. И для того, чтобы запустить процесс аккредитации, необходимо создать ряд нормативных актов, чем мы сейчас и занимаемся. Этот процесс можно было бы ускорить, если бы на федеральном уровне в законе об основах  туристической деятельности наконец-то появилась строчка о деятельности экскурсоводов. Но это вопрос номер два в нашей деятельности…

- А вопрос номер один?

- Это создание  туристской инфраструктуры и туристской навигации.

Активная работа в этом направлении началась еще в 2010 году, с 2011 года Псковская область является участником федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». В рамках программы реализуется  туристско-рекреационного кластера «Псковский». Как бы слово «кластер» ни ругали, но благодаря ему с 2011 года на территории областного центра произошло много положительных изменений, которые отмечают туристы, повторно посещающие регион.

- А когда работа по формированию кластера завершится?

- Пока у нас гарантированное финансирование кластера по 2016-й год включительно, но мы надеемся его продлить в связи с проведением в 2019 году в Пскове Международных Ганзейских дней. Поэтому мы выступили в Федеральном агентстве по туризму с инициативой продления нашего участия до 2018 года, чтобы иметь возможность провести реконструкцию ещё одного дополнительного объекта к тем десяти, которые уже завершены.

- Это какие десять – перечислите, пожалуйста?

-  Детский парк, набережная вокруг кремля, набережная реки Великой от Ольгинского моста до моста 50-летия Октября, пешеходный треугольник улицы Пушкина, Ленина и Октябрьский проспект, набережная реки Псковы от Троицкого моста до Кузнецкого, Золотая набережная до улицы Застенной, часть Октябрьского проспекта, Крестовское шоссе, улица Кузбасской дивизии и частично улица Некрасова. Кроме того, в 2016-м году мы завершаем работу на улице Калинина с примыкающим к ней улицами Георгиевской и Красных Просвещенцев.

Перспективный объект, за финансирование которого мы сейчас боремся,  - реконструкция  улицы Свердлова от площади Победы до Кузнецкого моста вместе с примыкающими парковыми зонами.

- Какова цена вопроса?

- Больше миллиарда с участием федерального, областного и муниципального бюджета, а также частных инвесторов, которые создадут на территории  кластера новые гостиницы и предприятия питания, а также выставочные залы и развлекательные комплексы.

- Возвращение улицам старых названий не предполагается в рамках кластера? Ведь, судя по проекту, на улице Свердлова будет раскрыта крепостная стена, которая после этого станет ещё одним обновлённым объектом туристического показа. Не пора ли вернуть этой улице её историческое название – Стенная?

- Вопрос переименований находится в компетенции специальной комиссии муниципального образования. Кластер создаёт площадку для преобразований и реализации новых идей – улучшает дорожную инфраструктуру, совершенствует инженерную, благоустраивает территорию. Задача инвесторов – создать  современную туристскую инфраструктуру. Результат будет  при консолидации усилий региональной, муниципальной властей и частного бизнеса.

- Ситуация усугубляется кризисом, сейчас многие муниципальные чиновники, наверное, скажут, что им не до туризма…

- Вынуждена отметить, что не во всех муниципальные образованиях разработаны и  реализуются  программы развития туризма. Конечно, сфера туризма требует значительных финансовых вложений, я в первую очередь подразумеваю создание инфраструктуры туризма, но это, пожалуй, одна из немногих сфер экономики, которая имеет столь обширный мультипликативный эффект.

- То есть, как раз теперь-то работу по развитию туристской привлекательности муниципалитетов и надо усиливать?

- И мы это делаем, активно прорабатывая с главами муниципальных образований вопросы государственно-частного партнёрства. Потому что создание даже одного нового туристского комплекса даёт огромную отдачу, несмотря на то, что мы не курортный регион.

Подсчитать эту отдачу не так-то легко. О ней можно косвенно судить по цифре, которая отражает объём оказания платных гостиничных услуг. В  Псковской  области эта цифра составляет чуть более миллиарда рублей в год. Но туристский продукт это не только услуги размещения, это и питание, экскурсионное и транспортное обслуживание, продажа сувениров и т.д.

- А как наша туристическая инфраструктура выглядит по сравнению с новгородской?

- Мы всё время негласно соревнуемся с Новгородской областью, в каких-то рейтингах её опережаем, в каких-то от своих соседей отстаём… Могу только сказать, что по соотношению цена-качество гостиничного и ресторанного бизнеса мы объективно обслуживаем туристов лучше. У нас за меньшие деньги можно получить лучшее качество. Но! Транспортная составляющая в Новгороде лучше – там выгоднее арендовать, допустим, туристические автобусы, там имеется скоростное сообщение со столицами («Ласточка», «Сапсан»). В то же время у Новгорода нет аэропорта.

- А сколько у них туристов в год?

-  По данным официальной статистики мы практически на равных. Справедливости ради стоит сказать, что число иностранных туристов в Новгородской области больше, чем у нас. Этот рост отмечен, в том числе и за счет китайских туристов.

- На сколько дней в среднем к нам приезжают туристы? Они наконец-то стали оставаться в Пскове на ночёвку?

- Стандартный пакет у нас составляет три дня и две ночи – это так называемый «туризм выходного дня». Сегодня мы боремся за то, чтобы туристы гостили у нас по 5-7 дней. Для этого необходим насыщенный событийных календарь, участие в федеральных проектах  и грамотная ценовая политика. Само собой разумеющееся – активная маркетинговая политика по продвижению  туристского потенциала региона.

 Говоря о федеральных проектах, я имела ввиду глобальные туристские маршруты:                           «Серебряное ожерелье» и «Русские усадьбы».

В проекте «Серебряное ожерелье» участвуют 11 субъектов СЗФО, одна из главных целей проекта – это создание единого туристского пространства, расширение спектра межрегиональных маршрутов.

- Действительно, ездить в Псков на экскурсии московским поездом накладно…

- Мы ведём с РЖД переговоры о предоставлении туристским компаниям групповых скидок, увеличении числа плацкартных вагонов. Кроме того сейчас мы активно взаимодействуем с компаний «РЖД-тур» по организации чартерных железнодорожных перевозок, проще сказать - «туристских поездов». На мой взгляд,  это крайне перспективное направление.

- Какие у псковского туризма планы на этот год?

- Например, с 14 по 16 апреля мы проведём единый трёхдневный форум под названием «Время отдыхать в России. Псковская область», в рамках которого пройдёт второй региональный форум гастрономического туризма  и выставка. Это мероприятие для псковичей, чтобы они лучше познакомились с туристическими возможностями собственного региона и могли спланировать с учётом этого свой летний отдых. Кроме того, на этом форуме туроператоры региона предложат им туры по России.

- А какая главная проблема, которую псковской туристической отрасли предстоит решать?

-  Снижение сезонных колебаний – вот одна из главных задач, которую мы перед собой ставим. Это возможно за счет диверсификации туристского продукта – предложения новых видов отдыха, расширения спектра предлагаемых туристу активностей.

- Кто эти туристы, которые приезжают в Псковскую область?

 - В подавляющем большинстве это жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также их пригородов. Иностранцев по официальной статистике у нас не больше 10% от общего турпотока. Как правило, это специалисты, у которых есть профессиональный интерес: архитекторы, реставраторы, искусствоведы.

Если в выходной день посмотреть, машины с какими номерами паркуются возле крупных торговых центров, то станет ясно, что неучтённых (не переночевавших) иностранцев у нас тоже достаточно - они в первую очередь пользуются услугами торговых центров, предприятий питания, заправочных станций.

Остаётся надеяться, что их притоку в Псковскую область будет способствовать подешевевший рубль, а также предстоящие Международные Ганзейские дни и наши старания по включению псковских достопримечательностей в Основной список ЮНЕСКО.

Нам бы также очень помогло, если бы у нас возобновилось прямое транспортное сообщение, например, с Нижним Новгородом и Екатеринбургом, как в советские времена. Кроме того, мы рассчитываем на дотирование из федерального бюджета тех наших операторов, которые развивают внутренний туризм, мы надеемся получить субсидии на разработку новых глобальных туристических маршрутов и программ, мы будем и дальше развивать нашу туристскую инфраструктуру. Это те задачи, которые мы ставим перед собой и которые Дмитрий Владимирович Медведев сформулировал перед нами на совещании 5 января. 

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество