aif.ru counter
808
«О закрытии бани речь не идёт, - заверил «АиФ-Псков»  директор банно-прачечного комбината Пскова Дмитрий Федотов. - Да, администрация Пскова внесла в городскую Думу проект решения о даче согласия на совершение сделки по продаже бани, находящейся в хозяйственном ведении нашего предприятия
238
«Не закроют! - уверяет читателей начальник Главного государственного управления образования Псковской области Александр Седунов. - Дети как ходили, так и будут ходить в эту школу. Возможны какие-то изменения со стороны юридического лица, возможно к ним кто-то присоединится
983
В Москве дворников штрафуют за уборку листьев с газонов, потому что тем самым они лишают деревья перегноя. Почему же в Пскове листья убирают по-прежнему? И вообще, что по этому поводу думают учёные?
Ирина Каплан 1 40

Семь спектаклей учителя. Как молодой педагог приобщает детей к истории

Все знают, что работа в школе дело неблагодарное - маленькая зарплата и большой объем работы, сопряженный со стрессом. Считается, что учитель скорее женская профессия. Однако пскович эти стереотипы опровергает

Андрей Степанов / АиФ

Учителю истории и обществознания псковского Многопрофильного лицея №4 Илье Казанцеву всего 27 лет, но он уже успел поучаствовать во всероссийском конкурсе «Учитель года» и даже вошел в пятерку сильнейших. В школе преподает 4 года, и за это время он всей душой полюбил свою работу. Молодой учитель рассказал нам, сложно ли ему находить общий язык с детьми, с какими проблемами столкнулся и за что можно полюбить историю.

Эмоциональное опустошение

PSKOV.AIF.RU, Ирина Каплан: Вы с детства хотели стать учителем?

Илья Казанцев: Никогда об этом не мечтал. Я всегда любил спорт, занимался им с большим удовольствием. В семье было много военных, поэтому я всегда хотел стать красивым силовиком в погонах и форме. Но сложилось так, что появилось второе увлечение - история.

У нас было принято читать исторические книги, смотреть хорошее кино, посвященное событиям прошлого. Часто мы разговаривали с родственниками и близкими на исторические темы. Культ истории в моей семье был всегда. Поэтому с 8 класса я решил связать с  ней свою жизнь. Но не думал, что это будет связано со школой и преподаванием. Больше планировал уйти в науку, заниматься исследованиями.

Так я поступил на истфак в ПсковГУ. Отучился с большим удовольствием, с огромной теплотой вспоминаю то время. Это лучшие друзья, лучшие воспоминания. Прекрасная полевая практика, экспедиции, замечательные преподаватели.

После института ушел в армию. Но вот я вернулся спустя год, и встал вопрос, где работать. Решил попробовать устроиться в школу. Мне не составило труда найти место, учителя требуются всегда. Так я попал в лицей.

И работа затянула, я подружился с большим количеством детей, и понял, что могу заинтересовать школьников. Некоторые уже поступили на исторический факультет ПсковГУ. Это действительно здорово, что когда-то я принял такое решение.

Фото: АиФ/ Андрей Степанов

- Все знают, что работать в школе очень тяжело – стресс, нагрузки, эмоциональное напряжение. Хотелось в какие-то моменты все бросить и уволиться?

- Наверное, такие моменты бывают у любого профессионала. Учителя всегда в какой-то момент переживают кризис.  Я тоже столкнулся с определенными трудностями, к которым был не готов. Например, я должен вести 7 уроков. Это много, поверьте. Особенно, если каждое занятие проводить эмоционально, выкладываться на 100%, как на сцене. Это очень трудно. После последнего урока, который заканчивается в 14.30, чувствуешь эмоциональное опустошение. Ты как актер, отыгравший семь спектаклей на сцене, которому потом некоторое время нужно посидеть за кулисами, прийти в себя. Физически ты здоров, но эмоционально опустошен полностью. 

Но вечером нельзя отдыхать. Нужно подготовиться к урокам и вновь выйти на сцену, где на тебя смотрит 30 детей. Вот это мне показалось сложным. Очень сложным. Особенно, когда ты только пришел после службы в армии. Оказалось, что здесь все по-другому, это публичная работа. Работа с очень интересной аудиторией, которая смотрит на тебя и внимательно оценивается каждое мгновение.

- Сложно было вначале? Все-таки молодой учитель без опыта…

- Я пришел в школу уже готовым к диалогу, мне было, что сказать ученикам. У меня не было перед ними страха, а это очень важно для молодого учителя. Когда я вошел в класс, было такое чувство, что уже здесь долго работаю. Конечно, много не получалось – не мог правильно формулировать вопросы, контролировать время. То не укладывался в урок, то рано заканчивал. Но это дело опыта, потом сложностей уже не возникало.

Не кричать и не ругаться

Фото: АиФ/ Андрей Степанов

- Как находите общий язык с детьми, которым откровенно неинтересен предмет?

- Современного ребенка заинтересовать чем-то по-настоящему очень сложно. Дети уже много видели, путешествовали – были на отдыхе, например, в Египте, Греции. Но историки и обществоведы находятся в приоритетном положении по отношению к другим предметам. Потому что предмет сам по себе очень красивый, романтичный и прекрасный. Математика, русский язык – это фундаментальные предметы. А история овеяна ореолом романтики прошлого.

Если сам учитель с горящими глазами, если он очарован историей, то он может передать эту любовь и детям. Как это сделать?

Во-первых, личным примером. Самому интересоваться, читать, открывать новое, рассказывать что-то интересное помимо основной темы урока.  Во-вторых, иметь в запасе современный методический материал. Инструментарий, который позволяет найти подход к личности каждого ученика. Это очень сложно сделать, но к этому нужно стремиться. Есть дети уже мотивированные, которые с удовольствием учатся, а есть те, к которым нужен особый подход. Они не всегда все понимают, часто ленятся. В этом случае нужны индивидуальные задания.

В-третьих, искать интересные нестандартные подходы к истории. Например, не только читать учебник. Хотя мы давно читаем не только учебник, как это было раньше. Даю задание посмотреть фрагмент хорошего художественного фильма. Найти в нем ответы на какие-то исторические вопросы.  Посмотреть документальную ленту, почитать мнение двух историков с полярными мнениями и прийти к своим выводам.

Найти такие рычаги, которые заставят человека размышлять по-своему. Главное понимать, что  учитель - это не транслятор знания. Ведь источников информации море. Учитель – тот человек, который учит думать, мыслить.

Так как мои ученики уже взрослые, самые старшие - девятиклассники, мне с ними легко находить общий язык.

- Приходилось ли Вам кричать на детей, чтобы успокоить?

- Я ни в коем случае не кричу и не ругаюсь. Повышать голос абсолютно бесполезно. Сделаешь это один раз, и дети поймут, что это твое слабое место. Скорее лучше замолчать, подождать минуту и продолжить разговор.

Ребенок может баловаться, сказать глупость, оскорбить. Такое тоже было. Все это нужно пережить, понимая, что он достоит уважения в любом случае.

«Любите человека»

Фото: АиФ/ Андрей Степанов

- Вы уже несколько лет работаете в лицее и уже наверняка можете сказать, какие существуют проблемы в современной системе образования, нужно ли что-то менять?

Первая проблема – это приоритет обучения над воспитанием. Родительская общественность стала меньше уделять внимание воспитанию, утверждая, что этим должна заниматься школа. Произошло непонимание. И дети оказались в ситуации, когда их стали заставлять слишком много учить и слишком мало при этом воспитывать.

А ведь всегда традиционно в дореволюционной и советской школе уделялось огромное внимание воспитанию человека – нравственному облику, ценностным началам. Сейчас учителя совместно с родителями ведут большую работу в этом направлении. Но проблема остается.

Вторая проблема - пресловутый документооборот, обилие бумаг. Но мы сделали большое прорыв – отказались от бумажного журнала, перешли на электронный. Конечно, это сопряжено с рисками. Если будет технический сбой в системе, мы потеряем оценки, но такого еще ни разу не случалось.

Третья проблема, которая очень актуальна, - это проблема личностного и карьерного роста учителя. Когда мы видим какого-то перспективного учителя и желаем ему успешной карьеры, то имеем в виду, что он станет заместителем директора или директором. Хотя логической связи между учителем и заместителем нет. Работать с учениками и управлять школой - это совершенно разные вещи. Каким-то образом происходит трансформация учителя в управленца. Не спорю, что все талантливые преподаватели должны быть управленцами, но где карьерный рост? Сейчас как раз идет создание НСУР – национальной системы учительского роста. Это большая программа, которую постепенно разрабатывают и скоро будут внедрять. Суть можно объяснить на примере учителя истории. Он приходит в школу и получает определенную должность.

Проработав несколько лет, он может стать старшим учителем. Соответственно, это отразится на зарплате.  Он так же преподает, при этом получает право помогать своим молодым коллегам, обучать и наставлять их. Появится стимул развиваться,  получать новые знания и компетенции. Считаю, что это перспективно.

- Если бы вы могли дать только один совет ученикам, какой бы он был?

- Любите человека. Уважайте человека. Пожалуй, это единственный совет, который бы дал любому. Потому что дальше каждый идет своим путем, у него будет своя профессия, удачи, поражения. Но главное помнить, что личность человека всегда превыше всего, потому что так или иначе жизнь мы проживем с людьми.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Людмила Васильева[vkontakte]
    |
    22:49
    20.10.2018
    0
    +
    -
    Мне понравились вопросы корреспондента и ответы учителя. Согласна во многом. Успехов талантливому учителю.
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Самое интересное в регионах